понедельник, 16 июля 2012 г.

Российские военные "приземляют" летающий танк Т-90

Со времен Первой мировой войны боевые гусеничные машины из медленных, неповоротливых, плохо вооруженных уродцев превратились в грозное современное оружие. Сегодня танки имеют не меньший вес, чем ядерная дубина, и являются не только средством агрессии, но и военного сдерживания. Этот тяжелый аргумент способен в одночасье определить исход политических, социальных и экономических разногласий в пользу того, кто им обладает. По словам экспертов, танки, несмотря на развитие новейших видов вооружений в начале XXI века, еще долго будут оружием №1 сухопутных войск всех ведущих армий мира.
РБК выяснил, чьи рубежи сегодня защищает российский "летающий" танк Т-90С и почему Минобороны России питает слабость к зарубежной бронетехнике.
Хвостатые танки "Рено" - победители Первой мировой
Различные проекты бронированных боевых машин на гусеничном ходу предлагали военные инженеры в России и за рубежом еще в конце XIX века. Однако практически все они остались на бумаге вплоть до Первой мировой войны. К созданию гусеничных машин с мощным вооружением подвигла наряду с явными техническими предпосылками и военная необходимость. Для активных наступательных действий в затяжной окопной войне 1914-1918гг. на вражеской территории, опутанной километрами колючей проволоки с бетонными укреплениями и выглядывающими из них смертоносными для пехоты пушками и пулеметами, требовалось принципиально новое оружие. Таким оружием, позволяющим взламывать самую серьезную оборону, вселять в души врага смятение и страх и обращать его в бегство, и стали танки. Несмотря на изначальную тихоходность (всего 7-8 км/ч) и преимущественно пулеметное вооружение, военные быстро оценили боевые качества этой уникальной машины.
Первый танковый корпус, укомплектованный английскими сухопутными броненосцами Mark I вступил в бой 15 сентября 1916г. на реке Сомме. Привычное нам слово tank (бак, резервуар) было написано на деревянных ящиках, в которых боевые машины англичане скрытно доставили к месту сражения с немецкими войсками. Впоследствии это название прижилось, так стали называть все боевые машины данного типа.
Шедевром танкостроения в этот период оказался французский легкий танк поддержки пехоты Renault FT-17, сошедший с конвейера завода Луи Рено. Такие танки начали поступать во французскую армию в марте 1918г., а всего до конца Первой мировой войны военные получили 3177 таких машин. В танках "Рено" впервые была применена башня, поворачивающаяся на 360 градусов, и компоновка, ставшая впоследствии классической: отделение управления - впереди, боевое - в центре танка, а моторное - сзади. Танк вооружали либо пушкой, либо пулеметом, который устанавливали в башне. Французские легкие танки по тем временам были необычайно быстрыми, они развивали максимальную скорость до 9,6 км/ч. Специфическим элементом конструкции танков "Рено" стал съемный "хвост", позволявший преодолевать рвы и окопы, а также перевозить в нем грузы или нескольких пехотинцев.
Хвостатый танк "Рено" оказался настолько удачным, что позднее выпускался по лицензии в США, где именовался Ford Two Man, и в Италии под названием Fiat 3000. Таким образом, для танков "Рено" Первая мировая война стала по истине победоносной. В это же время танки появились и в Германия. Правда, немцы на этом поприще сильно отставали от англичан и французов - в Германии из 8 танковых рот лишь три были оснащены немецкими боевыми машинами A7V. Эту оплошность немцы оперативно ликвидировали до начала Второй мировой войны. Тогда же танки появились и в армиях других ведущих мировых держав – США, Италии, Японии и др.
Слепили из того, что было… у французов, американцев, англичан
Первые иностранные танки в России сражались против Советской власти – вооружение белым поставляли Англия и Франция, а боевые машины на гусеничном ходу отечественного производства появились уже в Советской России в 1920-х гг. На тот момент собственных танков в СССР не было - единственный танковый полк был укомплектован исключительно трофейными экземплярами, в том числе английскими танками Мk.V ("Большой Вилли") и Мk.А ("Уиппет") и французскими "Рено".
С последних российские инженеры "списали" танк Т-16, или как его еще называли "Рено Русский", который позднее довели до ума и переименовали в Т-18 (МС-1, малый танк сопровождения). Гусеничная машина весила около 5,5 т, была защищена 16-мм броней и развивала скорость до 16 км/ч. Танк вооружили 37-мм пушкой Гочкиса и двумя 6,5-мм пулеметами. Т-18 стал первым серийным российским танком и производился на заводе "Большевик" с 1928г. по 1931г.
С тех пор советская инженерная мысль, подгоняемая потребностями Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) и накаляющейся обстановкой в Европе, совершенствовала боевые качества танков. В начале 1930-х гг. на основе разработки американского конструктора Уолтеру Кристи в Советском Союзе создают легкий 18-тонный танк БТ (быстроходный танк). Танк на подвеске, вооруженный 45-мм пушкой и пулеметом, неплохо зарекомендовал себя во время Гражданской войны в Испании. Однако его 10-мм бронирование не могло эффективно защитить экипаж, поскольку армии крупнейших мировых держав стали насыщаться малокалиберной противотанковой артиллерией. Другой советский трехбашенный танк Т-28, созданный советскими конструкторами на основе английского А6 "Виккерс", при мощном вооружении (имел 76,2-мм пушку и три 7,62-мм пулемета) и 17-20 мм бронировании значительно уступал БТ в маневренности и проходимости.
РККА нуждалась в новой машине, которая бы совмещала в себе огневую мощь Т-28 со скоростью и проходимостью БТ. Таким танком стал А-32, разработанный в конструкторском бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) под руководством Михаила Кошкина. Боевая машина получила усиленное бронирование до 45 мм и мощное вооружение: пушку Ф-32 калибра 76,2 мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62 мм, второй пулемет был у радиста и третий, зенитный, – на башне. Максимальная скорость танка по шоссе достигла 70 км/ч, а запас хода 300 км. По итогам испытаний в сентябре 1939г. на полигоне в Кубинке двух танков А-20 (колесно-гусеничный танк) и А-32 (чисто гусеничный) военные одобрили последний, присвоив ему "имя" Т-34. В марте 1940г. был подписан протокол госкомитета обороны о серийном производстве Т-34 на заводе №183 (ХПЗ).
Легендарный танк Второй мировой войны
Во время Великой Отечественной войны (ВОВ) испытание огнем наглядно продемонстрировало высочайшие боевые качества танка Т-34, ставшего "прадедушкой" современных российских боевых машин, таких как основной боевой танк (ОБТ) Т-90. "Тридцатьчетверка" стала самым известным и самым массовым танком Второй мировой войны, совместив уникальные боевые качества с надежностью и простотой в производстве. На "Уралвагонзавод" в конце 1941г. из западной части страны были эвакуированы одиннадцать предприятий. До конца ВОВ "Уралвагонзавод" выпустил 25 тыс. 266 "тридцатьчетверок", то есть каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях.
Появление русских Т-34 в октябре 1941г. в боях под Мценском повергло в шок немецких танкистов и военачальников. "Южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери", - писал об этом сражении немецкий генерал Гейнц Гудериан, командующий 2-й танковой группой армий "Центр". Неоспоримость превосходства бронетанковых войск вермахта была поставлена под сомнение.
Адольф Гитлер потребовал срочно создать машину, способную противостоять русскому Т-34. Конструкторы Dimler-Benz AG и МАN принялись за работу. Тем временем офицеры-фронтовики немецкой армии стали ратовать за создание аналога советского танка, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать преимущество русских. Но, даже захватив и разобрав до винтика трофейные "тридцатьчетверки", немцы не смогли скопировать это оружие. В частности, из-за дефицита цветных металлов Германия не могла запустить массовое производство дизельного двигателя, установленного на Т-34. В итоге немецкие конструкторы пошли по пути совершенствования немецкого танка Т-IV. В 1942-1943гг. с конвейеров танкостроительных заводов Германии стали сходить средние танки Т-V "Пантера" (весом 35 т) и тяжелые Т-VI "Тигр" (до 60 т), а позднее и "Королевский Тигр" (Т-VI "Тигр В").
Советским танкистам на Т-34 нелегко было противостоять немецким "Пантерам" и "Тиграм". Германский Т-VI был вооружен 88-мм пушкой и имел 80-100 мм бронирование, пробить которое Т-34 мог лишь с 500-600 м, в то время как "Тигр" легко доставал "тридцатьчетверку" с 1500 м. Однако немецкие машины были более прихотливыми в обслуживании и ремонте и гораздо более дорогими. Производство тех же "Тигров" обошлось немцам в 1 млн рейхсмарок за машину, почти в два раза дороже любого танка Второй мировой. Во тоже время Т-34 за годы войны "подешевел" почти вдвое.
"Тиграм" и "Пантерам" на полях сражений ВОВ также противостояли советские тяжелые танки КВ (создан еще до начала войны) и ИС. Последний был мощнейшим танком Второй мировой войны. На 46-тонном ИС-2 (выпускался в 1943-1953гг.) устанавливалось 122-мм орудие, а 90-100 мм броня не уступала немецкому "Тигру". Как известно, в крупнейшем в военной истории танковом сражении под Прохоровкой 12 июля 1943г. на южном фасе Курской дуги 800 советских танков (в том числе 500 Т-34) разгромили 700 "Тигров" и "Пантер" из отборных германских танковых дивизий.
Показавшие свою мощь во время Первой и Второй мировых войн танки стали основой - железным кулаком сухопутных войск сильнейших армий мира. Танкостроители не перестали совершенствовать боевые качества этих машин и после Великой Победы 9 мая 1945г., создав во второй половине XX века превосходные образцы техники: танки "Леопард" (Германия), "Абрамс" (США), Т-90 (Россия), "Леклерк" (Франция), "Меркева" (Израиль).
Кого защищает "железный кулак" России
Россия сегодня является крупнейшим экспортером танков. Основной боевой танк Т-90С (экспортный вариант) стоит на вооружении Индии, Алжира, Венесуэлы, Кипра, Сирии, Уганды, а также Туркменистана, Азербайджана. Высокую оценку российскому Т-90С дали индийские военные: эта боевая машина является основным танком Вооруженных сил Индии. К 2020г. индийская армия должна получить 1,7 тыс. Т-90С по заключенным контрактам с Россией. Помимо этого, в 2006г. было подписано российско-индийское соглашение на лицензионное производство этого танка, согласно которому к 2019г. в Индии будет произведена еще 1 тыс. танков Т-90С. Первые десять основных боевых танков Т-90С уже индийского производства (индийское обозначение "Бишма") поступили на вооружение 73-го полка Сухопутных войск Индии летом 2009г. Стоимость всей российско-индийской программы оценивается в 2,5 млрд долл.
В рейтинге Центра анализа мировой торговли оружием по количеству планируемых к поставке новых ОБТ в 2011-2014гг. Россия занимает первое место. В этот период РФ намерена экспортировать 688 основных боевых танков на сумму 1,979 млрд долл. Общий объем российского экспорта ОБТ в период 2007-2014гг. оценивается в 1291 новую машину на сумму 3,858 млрд долл. Основными конкурентами России на этом поприще являются США и Германия. С 2011 по 2014гг. США экспортируют 457 танков "Абрамс" на сумму 4,97 млрд долл., Германия в тот же период поставит на экспорт 348 "Леопардов" в различных модификациях на сумму 3,487 млрд долл.
В пятерку лидеров в 2000-х гг. вошел и Китай. На текущий момент Поднебесная в рейтинге ЦАМТО по периоду 2007-2014гг. занимает 4 место (298 танков на сумму около 662,5 млн долл.). Выход Китая на мировой рынок ОБТ обеспечил совместный с Пакистаном проект танка MBT-2000, который также поставлялся в Марокко и Мьянму.
За одного Т-90 трех "Леопардов" дают?
Весной 2010г. стало известно о прекращении финансирования проекта Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) по созданию новейшего российского танка Т-95 (он же "объект 195"). Ранее та же участь постигла разработку Омского конструкторского бюро транспортного машиностроения – танк "Черный орел" ("объект 640", модификация танка Т-80У). Минобороны РФ свернуло поддержку проектов, посчитав их бесперспективными.
По словам доктора военных наук Константина Сивкова, действительной причиной прекращения финансирования проекта танка Т-95 стала его дороговизна. "Вопрос уперся в цену. Т-95, в отличие от "Арматы", которая будет более универсальной и более упрощенной, оказался слишком дорогим", - говорит К.Сивков. На Т-95 рассчитывали значительно усилить бронирование, кардинально улучшить СУО и установить 152-мм пушку. "Появление такой пушки на российском танке означало бы автоматическое превосходство по огневой мощи над всеми другими современными зарубежными танками. С появлением такого оружия они все автоматически устарели бы", - считает он.
В 2011г. Министерство обороны, несмотря на высокие оценки за рубежом российского "летающего" танка Т-90, объявило о прекращении закупок этой боевой машины для российской армии. Сегодня в ВС РФ порядка 10 тыс. танков Т-72 и их модернизация до уровня Т-90, по словам российских военных, обходится в несколько раз дешевле, чем закупка новых танков. Отказ от закупок Т-90 сопровождался изрядной порцией критики в адрес отечественной бронетехники. "Те образцы оружия, которые производит российская промышленность, в том числе бронетанковое вооружение, артиллерия и стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже Китая", - заявил в марте прошлого года главнокомандующий Сухопутными войсками (ныне замначальника генштаба ВС РФ) Александр Постников, добавив, что за 118 млн руб. вместо одного Т-90 "проще купить три немецких "Леопарда". И если в первом случае, возможно, генерал где-то прав, то во втором – явно погорячился, поскольку новый "Леопард" 2 А7 стоит не менее 6 млн долл. (около 180 млн руб.).
"Леопард 2 A7, действительно, превосходит российский Т-90 в части средств управления огнем и наблюдения, а также более мощных боеприпасов, в которых применяется обедненный уран", - говорит К.Сивков. Однако, по словам эксперта, у российского танка более мощное вооружение, поскольку против 125-мм пушки Т-90 на немецком "Леопарде" установлено орудие калибра 120-мм. Помимо этого российский танк вооружен четырьмя ракетами, позволяющими поражать цели на расстоянии до 5,5 км. "Надежная дальность поражения "Леопарда" стандартными боеприпасами - а других у него не имеется - составляет всего 4 км. Примерно такая же у израильского танка "Меркава", у Т-90 - только 3 км", - поясняет эксперт.
Что индийским ВС хорошо, то русским - "Армата"
После прекращения финансирования проекта танка Т-95 и отказа от закупок Т-90 (в том числе последней модификации Т-90А), для российских танкостроителей вдруг забрезжил свет в конце тоннеля - Министерство обороны объявило о создании принципиально нового танка на базе универсальной гусеничной платформы "Армата". Проект был официально утвержден в марте 2012г. Его разработкой занимается УКБТМ "Уралвагонзавода". Принципиальным отличием новой машины от Т-90 должна стать так называемая лафетная компоновка - необитаемая башня, в которой, вероятно, разместят боезапас. При этом экипаж будет располагаться в корпусе в бронекапсуле, которая теоретически должна выдерживать попадание из всех видов оружия современных танков. Информацию об обстановке на поле боя танкисты будут получать с тепловизионных, телевизионных и лазерных датчиков на экране монитора. На базе гусеничной платформы "Армата" также планируется создать БМП, защищенную машину для аварийно-спасательных работ и другую бронетехнику.
С одной стороны, потребность в новых вооружениях бесспорна: танк Т-90, разработанный нижнетагильским КБ под руководством Владимира Поткина почти 20 лет назад (по сути являющийся глубокой модернизацией Т-72) неизбежно устаревает. Российское военное ведомство резонно отмечает, что пора предложить принципиально новое конкурентоспособное оружие. С другой, станет ли танк на базе "Арматы" именно таким оружием или всего лишь "облегченной" и удешевленной версией Т-95, пока неясно. При этом не нужно забывать, что большинство современных танков ведущих мировых держав (в том числе немецкие "Леопарды" и американские "Абрамсы") также разработаны в 1970-1980гг., а их последние модификации – тоже результат глубокой модернизации. Однако все эти машины, также как и последняя модель танка Т-90А, на порядок превосходят образцы 30-летней давности.
В апреле 2012г. начальник Генштаба Вооруженных Сил РФ Николай Макаров озвучил еще одну печальную новость для российского ВПК: закупки бронетехники приостанавливаются на пять лет. Совсем нелогично на этом фоне выглядит недавно появившаяся в СМИ информация о возможной покупке лицензии на производство в РФ итальянских колесных танков Centauro (Кентавр), которые уже испытывают на одном из полигонов в Подмосковье.
Похоже, что генералы МО делают ставку на иностранные образцы вооружений, причем не только для Сухопутных войск, но и для ВВС и ВМФ. Означает ли это, что именно израильские беспилотники, французские "Мистрали" и итальянские бронеавтомобили Iveco LMV M65 ("Рысь") и танки "Кентавр" и составят ударную силу российской армии будущего? По словам замдиректора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, закупки иностранной техники МО носят "воспитательный" характер. "Россия, действительно, отстает в танкостроении от ведущих держав. Это и мощность двигателя, и СУО, и наблюдения в наших танках, - поясняет А.Храмчихин. – Во-первых, мы потеряли очень многие технологии в постсоветский период, а во-вторых, полностью уничтожили конкуренцию на этом рынке в России. Поэтому теперь военные таким образом и пытаются ее создать. С этой точки зрения вполне логична и закупка итальянских колесных танков Centauro, у нас машин такого класса нет".
Чем воевать будем?
Есть и еще один нюанс, объясняющий действия российского военного ведомства: якобы в войнах будущего нет места крупным танковым подразделениям. Эволюция современного оружия: массовое использование беспилотников, роботизированных боевых комплексов, "умных" ракет, - ставит вопрос о целесообразности применения танков.
Дискуссия о месте и роли основных боевых танков в современных армиях продолжается, прежде всего, в США. "Ранее Соединенные Штаты планировали к 2030г. вообще отказаться от использования бронетанковых подразделений, перейдя сначала на боевые бригадные группы "Страйкер", а затем – к новой концепции "Боевые системы будущего", - говорит директор ЦАМТО Игорь Коротченко. По его словам, исходя из того, что будущая армия США будет преимущественно иметь характер "экспедиционной", ряд американских конгрессменов и военных полагают, что отпадет необходимость в большом количестве тяжелой бронетехники. Несмотря на то, что танк M1A2 "Абрамс" является одним из самых современных типов оружия, сохранение их минимального производства экономически нецелесообразно, утверждают американские политики.
Впрочем, есть и противоположное мнение. Так, большинство военных экспертов закрытие линий по изготовлению ОБТ "Абрамс" считают невыгодным, ведь на возобновление производства (в случае необходимости) потребуется в 4 раза больше средств, чем на его продолжение. "Вероятнее всего, в данном споре одержит верх именно последняя точка зрения и модернизация "Абрамсов" будет продолжена. Об этом говорит хотя бы тот факт, что летом 2011г. армия США вновь запросила 31 млн долл. на модернизацию очередной партии ОБТ "Абрамс", - считает И.Коротченко.
Российские эксперты заявления о том, что в скором будущем войны станут "бесконтактными", воспринимают скептически. Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок подчеркивает, что сегодня танки – основной вид сухопутных вооружений и в странах НАТО, и в Китае. В свою очередь К.Сивков отмечает, что необходимость присутствия танков наглядно демонстрируют военные конфликты в Афганистане и Ираке. "В Ираке, например, основную группировку войск США составляли именно танковые подразделения. В Ливии американская авиация также не смогла подавить средства ПВО, и наземная операция была неизбежна", - говорит он.
Пока Минобороны ждет появления нового танка, российская армия продолжает модернизировать Т-72 и воевать на этих изрядно "потрепанных" машинах. Так, во время Грузино-югоосетинского конфликта 2008г. именно Т-72, а не модернизированные Т-90А, защищали интересы России на огневых рубежах. Новый танк на базе "Арматы" поступит в российскую армию не ранее 2015г. Очевидно, потребуется время и для того, чтобы освоить новую боевую машину. При этом Минобороны планирует закупить всего 2 тыс. таких танков, считая, что этого вполне достаточно для защиты огромных просторов нашей Родины. В итоге вопрос о том, дождутся ли российские солдаты новой современной бронетехники до очередного военного конфликта с участием РФ, остается открытым.
По словам А.Цыганка, участие России в крупной войне в ближайшие пять лет маловероятно, но локальные военные конфликты вполне возможны. Это, например, так называемые водные войны в Средней Азии и возможное противостояние в Нагорном Карабахе. "Пока не понятно, будут ли со стороны Баку новые притязания на Нагорный Карабах. Однако если ситуация вновь перерастет в горячую фазу, то Россия, вероятно, не останется в стороне", - заключает эксперт.
Александр Волобуев, РБК

Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/22/05/2012/651435.shtml

2 комментария:

  1. Невероятное количество ляпов. Писал какой-то дилетант.

    ОтветитьУдалить
  2. не согласен , на т-90 нет реликта там контакт-5 , по бронированию т-90А на 100% обгоняет все танки (кроме леопард2а7) например лоб корпуса на т-90А с вдз реликт равен 830 мм(без вдз(650-670) против обпс , для сравнения у абрамса 550-600мм , у леопард 2а5-6 580 мм , по бронированию лба так в обще в разы у т-90А с вдз 920-950 мм (без вдз 800) против обпс , у м1а2 (последней модификации) 770-780 мм против обпс , у леопрад 2а5-6 800мм , по бронированию бортов башни и корпуса наш танк их лет на 10-15 обогнал . конечно недостатки у нас есть , это суо и тарнсмиссия , но пока это танк списывать на старьё нельзя он ещё даст прикурить будующим поколениям .

    ОтветитьУдалить